АНКЕТНЫЙ МЕТОД

АНКЕТНЫЙ МЕТОД
АНКЕТНЫЙ МЕТОД, один из способов исследования социальных масс. Там, где сплошное исследование всех объектов соц. массы невыполнимо или не требуется, монографический же способ исследования отдельных объектов недостаточен, применяется А. м., подходящий к освещению строения или функции соц. массы путем исследования некоторой части этой массы. Согласно современному научному пониманию, А. ктеследование, сосредоточиваясь на той или иной социальной группе, занимается детальным (согласно целям исследования) качественным описанием членов этой группы. Эта описательная часть анкеты строится на /очных признаках и, где это возможно, на числовых данных, состав которых определяется предметом и задачами исследования. Таким путем собирается материал для объективного изображения состояния исследуемой группы. Далее, на ряду с таким материалом типическое А. исследование собирает также данные другого порядка, а именно: мнения, отзывы и заключения определенного круга лиц относительно тех же явлений или состояний исследуемой массы. И этот материал субъективного происхождения также привлекается исследователем, ведущим анкету, для составления, так сказать, общего мнения и заключения или же мнения большинства и меньшинства опрошенных лиц относительно исследуемого предмета. Это двойственное построение А. исследования можно пояснить следующими примерами. Примененная в 1923—25 гг. программа сан. обследования фаб.-зав. подростков в РСФСР заключала в себе ряд пунктов (об обстановке, быте, физ. состоянии подростков), освещавшихся объективными и отчасти числовыми ответами; пункт о продовольственном положении заключал вопрос: «Достаточно ли питание или недостаточно?» Заполнялся этот пункт согласно показаниям подростков; таким путем исследование выяснило, в дополнение к прочим данным, общественное мнение подростков об их питании в смысле его достаточности или недостаточности. Затем в заключении анкеты приводилось мнение врача о мероприятиях для улучшения положения подростка. Сводка по этому пункту формулировала нужды подростков, согласно воззрению врача.— Обследование труда содержит обычно вопросы о рабочем времени, заработке и т. д., получающие описательные и числовые ответы; рядом с этим ставятся вопросы: «Считаете ли вы ваше положение удовлетворительным?», «Каковы ваши виды на будущее?» и т. п., достаточно важные для освещения вопроса, но имеющие субъективный характер и не допускающие точ-

ной проверки. Присутствие этого личного субъективного элемента именно и представляет характерную особенность А. м., отличающую его от всех других видов соц. исследований. Так. обр., А. исследование приводит к познанию состояния соц. групп и масс, подвергая их детальному фактическому описанию и, в то же время, собирая отзывы компетентных лиц и строя по этим отзывам общие выводы относительно их состояния (Г. Майр).—В известной мере А. м. приближается к выборочному, который имеет дело, также как и анкета, с частичным не сплошным наблюдением. Однако, материал выборочного исследования — исключительно объективного характера; он отбирается от сплошной статистической массы в определенной ее части и по заранее установленному плану; его выводы представляют определенное приближение к выводам сплошного статистического исследования. Анкета не дает этого, и значение ее иное; она не принадлежит к строгому, исчерпывающему статистическому методу, дающему точный объективный учет явлений; это — лишь «приближение к статистике», «суррогат статистики», поскольку явления исследуются числом, мерой, массой. Для прочного же установления законов общественной жизни или для широких научных обобщений А. материал служить не может без проверки заключений более точными (статистическими) методами. В практических целях гос. и общественной жизни А. м. соц. наблюдений имеет чрезвычайно широкое приложение и распространение. Государство прибегает к нему б. ч. при практических задачах своей внутренней политики. Общеизвестны примеры ряда правительственных анкет за границей и у нас, применяемых при подготовке и выработке законопроектов, для освещения существующего положения в разных отраслях гос. и общественной жизни и для ориентировки в общественном мнении компетентных кругов населения относительно этих проектов (о положении труда и зар. платы, по борьбе с алкоголизмом, по банковому и биржевому делу и т. п.). Далее, различные организации, напр., профессиональные, весьма часто пользуются А. опросами своих членов для освещения в разных направлениях их жизни, быта и труда, для выяснения их нужд и потребностей (санитарные условия, положение труда и заработка, бюджеты, жилищный вопрос, питание и т. д.). Во всех этих случаях двусторонний характер А. м., собирающего объективные сведения, так и указания общественного мнения, получает особо полезное и положительное значение в интересах предпринимаемого выяснения. Наконец, тем же методом пользуется научная ориентировка при изучении общественных явлений (для примера-—ориентировочное расследование вопроса о последствиях запрещения или разрешения продажи алкогольных напитков). Обычным способом проведения анкетного исследования на практике служит рассылка или раздача печатных или письменных «анкет» намеченным регистраторам или исследователям, через к-рых предполагается собирание сведений. Собранный через этих лиц письменный материал подлежит сводке и аналитической обработке по определенной программе в учреждениях или через лиц с достаточной статистической компетенцией. Кроме этого письменного или корреспондентского способа, собирание А. материала может производиться также путем «устного производства», с опросом экспертов или сведущих лиц. Обычно А. обследования бывают однократными, эпизодическими; однако, они могут повторяться периодически и получать характер как бы текущего периодического наблюдения (пример: анкета о сан. состоянии фаб.-зав. подростков в РСФСР за 1923—25 гг.). А.м. в психологии применяется для выяснения тех психологических вопросов, разрешение к-рых недоступно для точных методов наблюдения и эксперимента и нуждается в массовом материале. С помощью А. м. выяснялись такие проблемы, как круг интересов и представлений, свойства, необходимые при той или иной профессиональной деятельности и т. п. Анкета (от франц. enquete — исследование, справка), формуляр, на основе к-рого ведется соответствующее исследование соц. масс. После того, как с определенностью выяснены задачи, определен круг объектов исследования, а также состав лиц, к-рые будут привлечены для собирания объективного описательного материала и для дачи мнений или заключений, приступают к составлению исполнительной программы, т. е. самого формуляра анкеты. Этот последний выражается в виде последовательного ряда вопросных пунктов, расположенных в системе, исчерпывающей программу исследования, начиная со сведений более общего характера и переходя постепенно к частностям в порядке, предусматривающем удобства для собирания сведений. При этом можно рекомендовать следующие правила: 1) состав вопросов анкеты должен быть целесообразно полным в смысле освещения поставленной задачи, однако, без всякого загромождения излишне обременяющими и второстепенными подробностями; предпочтительна самая краткая и в то же время выразительная программа, ведущая работу регистратора к цели наиболее прямым и простым путем; 2) вопросные пункты тщательно редактируются в ясной, точной форме, не вызывающей сомнений и недоразумений, с указанием, где нужно, единиц измерения; 3) необходимую часть каждой анкеты составляет краткая объяснительная инструкция, знакомящая исполнителей с задачами предпринимаемого опросного исследования, с методами предполагаемых определений, условностями терминологии, группировок и т. п. Образец анкеты для обследования бытовых условий жизни рабочего. I. Общие сведения: 1) Фамилия обследуемого, имя, отчество. 2) Возраст. 3) Адрес. 4) Сколько времени живет в данной квартире. 5) Неграмотен, грамотен, образование: среднее, высшее (подчеркивается). 6) Занятие (профессия), цех, отделение. 7) Среднее количество часов, занятых на производстве в день. Подсобный промысел (какой). Смена дневная, ночная (подчеркивается). 8) Состав членов семьи, прошивающих совместно с обследуемым. 9) Общая сумма доходов семьи в месяц.—II. Жилище: 1) Общежитие, отд. дом, квартира, комната, часть комнаты, угол, койка. 2) Подвал, полуподвал, этаж. 3) Площадь, занимаемая семьей. 4) Естественное освещение: есть, нет, удовлетворительное, неудовлетворительное, плохое. 5) Отопление: центральное, переносная железная печь, кирпичная печь (русская, голландская). Обычная температура в комнате зимой: умеренная, высокая, низкая. 6) Вентиляция: комната не проветривается, проветривается регулярно, нерегулярно. 7) Сырость: есть, нет. 8) Для чего еще используется жилье (есть мастерская, какая). 9) Стирка белья в жилой комнате производится: да, нет. 10) Приготовление пищи в жилой комнате производится: да, нет.И) Уборная (отхожее место): во дворе, в квартире, теплая, холодная.— III. Питание: 1) Питается дома, в столовой. 2) Преобладает пища растительная, мясная. 3) Сколько раз в день прием пищи. 4) Имеется ли горячая пища ежедневно: да, нет. 5) Питание удовлетворительное, неудовлетворительное, плохое. — IV. Личная гигиена: 1) В баню ходит: да, нет; сколько раз в месяц. 2) Содержание тела в чистоте (регулярное мытье рук, лица): удовлетворительное, неудовлетворительное, плохое. 3) Зубы чистит: да, нет, нерегулярно. 4) Платье по возвращении с работ сменяется, не сменяется. 5) Физкультурою занимается: да, нет, нерегулярно. 6) Сколько часов в сутки в среднем спит.—V. Домашний труд: количество часов, затрачиваемых в среднем на домашнюю работу, на добавочный подсобный промысел.—VI. Культурная жизнь: количество часов, затрачиваемых в среднем ежедневно на общественную работу (парт., кружковую, проф.), на обучение и самообразование (курсы, рабфак, лекции и т. п.).—VII. 1) Потреблял ли алкогольные напитки в течение последнего года—а) что: вино, пиво, водку, самогон, др. напитки, б) сколько раз потреблял, в) при каких обстоятельствах. Сколько израсходовал на алкоголь за последний месяц. 2) Не употребляет ли др. наркотиков (табак, морфий, кокаин и др.). Лит.: М а й р Г., Статистика и обществоведение, т. I. Теоретическая статистика, стр. 18—21, изд. ЦСУ, М., 1922; Кауфман А. А., Теория и методы статистики, стр. 428—431, М., 1922; К а б л у-к о в Н. А., Статистика, стр. 43—46, изд. ЦСУ, М., 1922; Колокольников П., Статистика, стр. 62— 63, Гиз, Л., 1926; Яков ен ко Е. И., Медицинская статистика, М.—Л., 1924.                  П. Куркин.

Большая медицинская энциклопедия. 1970.

Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "АНКЕТНЫЙ МЕТОД" в других словарях:

  • анкетный метод — метод психологической науки: письменная постановка вопросов, предусматривающих письменные ответы об объективных или субъективных фактах психической деятельности опрашиваемого. Ответы даются в предусмотренной форме и затем анализируются для… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • анкетный метод исследования —   исследование известных обстоятельств или положения целой отрасли хозяйства (напр. кризиса мучной торговли, влияния пошлин) путем однородного опроса сведущих или заинтересованных лиц и организаций. Метод применим в тех случаях, когда точный… …   Справочный коммерческий словарь

  • анкетный метод — способ получения информации с помощью специального вопросника (анкеты), адресованного обследуемым лицам и учреждениям; широко применяется для изучения демографических и социологических явлений …   Большой медицинский словарь

  • Анкетный метод — способ сбора данных, информации с помощью специального вопросника (анкеты), адресованного обследуемому лицу …   Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

  • анкетный — ая, ое. enquête f. Отн. к анкете, связанный с ней. БАС 2. Когда конвойный увел Астафьева, следователь долго, расставивши широко локти и навалившись на стол расплюснутой грудью, мелким бисером писал на анкетной бумаге, приложенной к делу. Осоргин… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • АНКЕТНЫЙ — АНКЕТНЫЙ, анкетная, анкетное. прил. к анкета. Анкетный метод. Анкетные сведения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • анкетный опрос — Категория. Метод диагностики. Специфика. Ориентирован на получение от респондентов (лат. responsare отвечать) сведений о событиях жизни, мнениях, оценках, поведении, когда респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы …   Большая психологическая энциклопедия

  • Метод Анкетный — способ сбора данных путем анкетного опроса репрезентативного числа лиц и последующего обобщения результатов и оценки собранных данных. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Анкетный опрос —    метод социально психологического исследования с помощью анкет. А.о. может быть различных типов: сплошной и выборочный; устный (интервью) и письменный (анкетирование); индивидуальный и групповой; очный и заочный. При проведении А.о. любого типа …   Криминалистическая энциклопедия

  • Анкетный опрос — – метод сбора первичных данных, используемый в социологии и социальной психологии, разновидность обширной группы опросных методов, в число которых входят свободные (клинические), формализованные, групповые, индивидуальные интервью (беседы) и… …   Словарь-справочник по социальной работе


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»